Четверг, 25.04.2024, 17:30
Главная
Регистрация
Вход
Родовский Игорь-звукорежиссёр                                                     
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Звукорежиссура [22]
Прочее [3]
Главная » Статьи » Звукорежиссура

АЗЫ

Очевидно, что разные условия прослушивания диктуют различные требования к используемой аппаратуре. В основные пункты, таких требований входят акустическая мощность используемой аппаратуры и необходимость организации сценического мониторинга. Поскольку не существует определения «малая концертная площадка», предлагается считать за таковую пространство, предназначенное для восприятия аудиопрограмм количеством людей не превышающим 300 - 400 чел. Объясним этот выбор следующим образом: современная концертная программа предполагает создание в области прослушивания звукового давления порядка 110 дБ. Положим, что на каждого слушателя приходиться 4.5 м3 объема зала. Предположив количество слушателей равным 300 видим, что объем зала должен составлять 1350 м3. Предположив конфигурацию зала в виде золотого сечения 3/2/1 можно увидеть, что данному объему соответствует зал со сторонами, например, 18:12:6 м. 110 дБ соответствуют значению интенсивности 10-1 Вт/м2.

Для создания в центре зала интенсивности 10-1 Вт/м2 необходима акустическая мощность Wак = 51 Вт. Считая в среднем коэффициент полезного действия громкоговорителя равным одному проценту Wэл = 5000 Вт.

Исходя из полученного значения электрической мощности аппаратуры, требуемой для обеспечения указанного звукового давления видно, что для залов вместимостью 300 человек и меньше возможно использование аппаратуры сравнительно небольшой мощности, что по определению упрощает технологию коммутации последней.

Например, очевидно отсутствие необходимости в использовании специального мониторного пульта. Все требуемые сигналы можно посылать в мониторы с основного пульта. Соответственно не требуются сплиттеры (при этом звукорежиссеру необходимо посылать звук в мониторы с основного FOH пульта, что усложняет работу и требует большего внимания).

С другой стороны сложность заключается в том, что мониторный звук оказывает значительно большее влияние на общую картину в зале, нежели при работе на больших площадках. Поясним. Для создания звука электроинструмента используются так называемые инструментальные усилители (комбо). Они содержат в одном корпусе - усилитель и акустическую систему и рассчитываются с учетом особенностей звучания конкретного инструмента (бас-гитара, гитара, синтезатор). По определению, эти усилители являются генераторами звука, т.е. их основной задачей является создание звука инструмента для последующей передачи его на пульт, в акустические системы и т.д., а не для озвучивания ледовых дворцов. Однако, для того, чтобы музыканты могли нормально работать необходим баланс в звучании инструментов.

Барабаны являются инструментом с большим динамическим диапазоном. В современных эстрадных коллективах он используется далеко не полностью и музыканты предпочитают работать на довольно большой громкости. Соответственно громкость остальных инструментов должна быть соизмерима с этим уровнем. Выполняя это условия мы придем к тому, что звук проникающий в зал со сцены будет составлять весьма значительную долю от общего звука. В больших залах этого не происходит потому что очевидно, что за стеной звука, исходящей из порталов, необходимой для озвучивания дворца спорта звук, проникающий со сцены менее заметен.

Таким образом, для обеспечения комфортной акустической атмосферы в зале звукорежиссер должен «снять» все источники сигналов, обработать и смикшировать с учетом основных, вышеизложенных особенностей. Рассмотрим подробнее вопрос «снятия» сигнала, ограничившись стандартным набором инструментов для эстрадного ансамбля: барабанная установка, бас-гитара, электрогитара, клавишные инструменты, вокал.

Преобразование звуковых сигналов при классической схеме, построения звукоусилительного комплекса

Чтобы лучше понять особенности работы в условиях малой площадки, для начала рассмотрим классический вариант.

Все составляющие барабанной установки снимаются отдельным микрофоном.

Для большого барабана (бас-барабан, бочка, клск (англ.)) необходим динамический (т.к. он лучше выдерживает большое акустическое давление) микрофон с большой мембраной (для более точной передачи низкочастотных составляющих), например Shure beta 52, или AKG D112. Микрофон устанавливается перед отверстием в заднем пластике барабана таким образом, чтобы плоскость мембраны совпадала с плоскостью пластика. Также имеет успех использование PZM микрофонов, как самостоятельно, так и в паре с динамическими. Эти микрофоны просто кладутся внутрь барабана на какую-нибудь демпфирующую поверхность (рис. 1).

Использование микрофона граничного слоя для озвучивания бас-барабана

Рис. 1. Ис­поль­зо­ва­ние ми­кро­фо­на гра­нич­но­го слоя для озву­чи­ва­ния бас-ба­ра­ба­на.

Малый барабан (рабочий, snare (англ.)) снимается также динамическим, но с малой мембраной, микрофоном, например Shure SM57. При его установке нужно соблюдать следующие принципы: мембрана микрофона должна быть параллельна пластику барабана и направлена на его центр. Очевидно, что это невозможно, ибо создает трудности для исполнителя. Поиск разумного компромисса в этой ситуации - задача звукорежиссера. Также возможно использование второго (конденсаторного, т.к. у него расширена частотная характеристика в области ВЧ) микрофона (Shure SM 81), который устанавливается у заднего пластика малого барабана и снимает пружину.

Томы (теноровый, альтовый, баритоновый) также снимаются динамическими микрофонами, например Shure SM 57, SM 56, Sennheiser 421.

Пример установки конденсаторного микрофона SHURE beta 98 для озвучивания том-тома

Рис. 2. При­мер ус­та­нов­ки кон­ден­са­тор­но­го ми­кро­фо­на SHURE beta 98 для озву­чи­ва­ния том-то­ма.

Также возможно использование специальных конденсаторных микрофонов Shure beta 98, Audio-Technica ATM 35. Принципы установки микрофонов такие же как и в случае малого барабана (рис. 2).

Хай-хэт снимается конденсаторным микрофоном, например Shure SM 81. Наиболее распространенными вариантами установки являются расположение микрофона сверху края верхней тарелки хай-хэта и направленного под углом к плоскости тарелки, либо установка микрофона сбоку от хай-хэта таким образом, чтобы плоскость мембраны была перпендикулярна плоскости инструмента (рис. 3).

Тарелки снимаются конденсаторными микрофонами и тут открывается огромное поле для экспериментов в смысле расстановки, типов микрофонов, их количества. Ограничимся рамками концертной работы и опишем две наиболее часто встречающиеся ситуации. В одной из них, над тарелками вешаются два микрофона, один над крэшем (crash) и хай-хэтом, другой над крэш-райдом (crash-ride) и райдом (ride). При установке неплохо помнить о том, что ось диаграммы направленности излучения тарелок перпендикулярна их плоскости. При этом возможно включение этих микрофонов в противофазе для устранения паразитных низкочастотных составляющих, а также для уменьшения уровня попадания в них сигналов от других барабанов. Во втором случае на стойку, под каждую тарелку вешают миниатюрный микрофон, например Shure beta 98, направляя его так, чтобы мембрана была параллельна плоскости тарелки и на некотором удалении от ее центра.

Пример установки конденсаторного микрофона при озвучивании хай-хэта

Рис. 3. При­мер ус­та­нов­ки кон­ден­са­тор­но­го ми­кро­фо­на при озву­чи­ва­нии хай-хэ­та.

Для формирования звука электроинструментов, как уже говорилось, используют специальные усилители (рис. 4) комбо (комбики). Рассмотрим их подробнее. Итак, что же такое усилитель комбо и почему он так называется?

Комбо - тип инструментального усилителя, представляющий собой комбинацию из предварительного усилителя, усилителя мощности, акустической системы и блока эффектов, объединенных в одном корпусе. Эта схема может иметь исключения, например, может отсутствовать блок эффектов. Существуют и не относящиеся к типу комбо компонентные инструментальные усилители, когда усилитель (head, голова) и акустическая система (cabinet) раздельные (рис. 5). Современные инструментальные усилители делятся на три класса: гитарные, басовые и клавишные. Рассмотрим требования к любому инструментальному усилителю и специфические отличия этих аппаратов от РА усилителей и акустических систем.

Главной отличительной особенностью инструментального усилителя можно назвать то, что к этому типу аппаратуры не предъявляются требования Hi-Fi, то есть высокой верности передачи звука в том смысле, как это понимается при воспроизведении фонограмм. Каждый гитарист знает, как, мягко говоря, необычно прозвучит любая запись, если воспроизвести ее через гитарный "комбик". Но, тот и не предназначен для такого применения.

Но, зато к этим усилителям предъявляются требования музыкальности, то есть акустических свойств, придающих звучанию инструмента желаемые оттенки и характер. В этом смысле инструментальный усилитель ближе к музыкальным инструментам, чем к звуковоспроизводящей аппаратуре, и отношение к нему у исполнителей соответствующее.

Но, зато к этим усилителям предъявляются требования музыкальности, то есть акустических свойств, придающих звучанию инструмента желаемые оттенки и характер. В этом смысле инструментальный усилитель ближе к музыкальным инструментам, чем к звуковоспроизводящей аппаратуре, и отношение к нему у исполнителей соответствующее.

Гитарные инструментальные усилители LINE 6

Рис. 4. Ги­тар­ные инс­тру­мен­таль­ные уси­ли­те­ли LINE 6.

Прежде всего, усилитель «комбо» предназначен для определенного инструмента. В силу этого все его параметры адаптированы к акустическим и электрическим характеристикам этого инструмента. Например, частотный диапазон гитары, включая все гармоники, значительно уже слышимого диапазона частот, поэтому для усиления гитары не требуется обеспечивать работу усилителя, и особенно громкоговорителя в полном диапазоне частот. В силу этого, в акустической системе гитарных комбо используются динамики, воспроизводящие, прежде всего, средние частоты, а общий диапазон ограничен: от 80...100 Гц до 8...10 кГц.

Усилитель для бас гитары не должен воспроизводить очень высокие частоты и работает в диапазоне примерно от 30 Гц до 4...5 кГц. Столь высокая частота верхней границы басового диапазона, превосходящая диапазон инструмента (40....300 Гц) на несколько октав, обусловлена необходимостью точного воспроизведения атаки и переходных процессов. Замечено, что при сильном подавлении верхней середины тембр бас-гитары становиться неинтересным, а игра музыканта невнятной.

Усилитель для клавишных инструментов делается почти столь же широкополосным, как и в системах для воспроизведения фонограмм. Это связано с тем, что современные синтезаторы используют семплы реальных инструментов, в том числе и ударных, и спектр генерируемых сигналов может занимать весь слышимый диапазон. Поэтому в усилителе для клавишных устанавливается либо широкополосный громкоговоритель, либо двухполосная система из НЧ/СЧ драйвера и ВЧ твиттера. Кроме того, практически все современные электронные клавишные являются стереофоническими и вход в инструментальном "клавишном" усилителе выполняется стереофоническим.

Гитарный компонентный инструментальный усилитель LANEY

Рис. 5. Ги­тар­ный ком­по­нент­ный инс­тру­мен­таль­ный уси­ли­тель LANEY.

Уровень выходного сигнала и выходное сопротивление в электрогитаре и в клавишных различны. Для гитары характерно небольшое выходное напряжение (десятки милливольт) при высоком выходном сопротивлении (десятки килоом), а для клавишных - большое выходное напряжение (сотни милливольт) при низком выходном сопротивлении (десятки ом) [5, стр. 3-5].

Поэтому соответствующие параметры гитарных и клавишных комбиков разные. Многие аппараты имеют два входа, высокоомный и низкоомный, либо два входа высокой и низкой чувствительности. Это сделано для того, чтобы можно было включать инструменты, у которых разные выходные уровни.

Ранее было указано, что параметры усилителей и акустических систем оптимизированы для конкретного типа инструмента. Это относится и к секции частотной коррекции. Она в комбиках выполняется в виде обычных темброблоков на потенциометрах, либо в виде графических эквалайзеров. Последние могут иметь от 5 до 10 полос регулирования. Но сами частоты отличаются от стандартных частот графических эквалайзеров , которые применяются в бытовых или РА системах.

Обратимся теперь к акустическим системам инструментальных усилителей. Под акустическими системами в данном случае подразумеваются и отдельные акустические «кабинеты» компонентных инструментальных усилительных систем, и громкоговорители в составе комбо. В простейшем случае такая акустическая система состоит из одного динамика в открытом корпусе. Фазоинверторная архитектура в комбиках не применяется, да и в компонентных инструментальных усилителях встречается редко. Размер динамика зависит от предназначения аппарата. Для домашнего применения используются маломощные (до 30 Вт) усилители и динамики небольшого размера, 5...8 дюймов. Это относится и к гитарным и к басовым аппаратам. Для более мощных (до 100 Вт) устройств применяются широкополосные динамики размером 10...12 дюймов, а в басовых усилителях этого класса - и до 15 дюймов. Наконец, в мощных концертных аппаратах и компонентных системах мощностью более 200 Вт обычно применяется несколько динамиков. Это могут быть однотипные широкополосные громкоговорители, хотя для клавишных комбо чаще применяется двухполосная система из НЧ/СЧ и ВЧ громкоговорителей. Для басовых аппаратов традиционно использовались большие динамики (15...18 дюймов), однако все чаще и басовые системы строятся из большого числа динамиков небольшого размера.

Нужно отметить, что если гитарные и басовые комбики служат для создания звука инструмента, то клавишные комбики необходимы лишь для личного мониторинга и для приведения в соответствие электрических характеристик пульта и инструмента.

Звук с инструментальных усилителей снимают динамическим микрофоном. Говоря об электрогитаре, в концертной ситуации обычно используют один микрофон, устанавливаемый на расстоянии толщины ладони перед центром диффузора громкоговорителя, либо несколько смещая микрофон в сторону от центра. Возможно экспериментировать с углом разворота микрофона относительно плоскости диффузора. Для этой цели замечательно подходят микрофоны Shure SM 57, 56 и их аналоги. (В студии для снятия звука электрогитары используют большее количество преобразователей 3-4 с привлечением парка конденсаторных микрофонов

Бас-гитара обычно снимается с комбо-усилителя либо динамическим микрофоном с большой мембраной того же типа, что и для бас-барабана, либо с линейного выхода усилителя проводом в пульт.

Исключение составляют клавишные инструменты. Они снимаются либо прямо в пульт с выхода инструмента, в этом случае обязательно использование DI box'а (прибор для превращения несимметричного сигнала в симметричный), т.к. низкоомный выход клавишных будет служить причиной значительных наводок даже при небольшой длине кабеля. Либо с линейного выхода клавишного комбика, который обладая более высоким сопротивлением уменьшает вероятность появления помех.

Для озвучивания вокала в концертных условиях лучше всего подходят специальные динамические вокальные микрофоны, например Shure SM 58, AKG D 880 и их аналоги. Преимущество динамического микрофона перед конденсаторным в данном случае заключается в том, что первый больше устойчив к механическим воздействиям и обладает меньшей чувствительностью, что в концертных условиях скорее плюс, нежели минус. Все микрофоны, предназначенные для концертного использования обладают кардиоидной или супер-кардиоидной характеристикой направленности для уменьшения проникновения в микрофон посторонних звуков. Правда, существуют специально разработанные концертные вокальные конденсаторные микрофоны (Shure beta 87), но они достаточно дороги и их использование в условиях малых концертных площадок нерентабельно.

Особенности преобразования звуковых сигналов при работе в условиях малой концертной площадки

Рассмотрим особенности, отличающие работу в условиях малых площадок от классической схемы. Начнем с барабанной установки.

Как было сказано выше, барабанная установка в эстрадном коллективе является довольно громким музыкальным инструментом, при этом, драматургически, она играет следующую роль. Барабаны задают ритм всему произведению посредством бас-барабана и малого барабана. Причем, бас-барабан акцентирует сильную долю, а «рабочий» - слабую (за исключением некоторых случаев, когда в художественных целях они композиционно меняются местами). Остальные элементы барабанной установки несут музыкально - декоративную функцию. Именно, благодаря бас-бочке и «малому» слушатели испытывают желание танцевать, двигаться и другими способами выражать свои эмоции. Поэтому эти инструменты всегда несколько «задраны» в балансе на концерте по сравнению с записью. И обеспечение их правильного звучания является одной из основных задач концертного звукорежиссера. Таким образом, если в условиях малого зала мы можем пренебречь озвучиванием томов и тарелок (рассчитывая баланс таким образом, чтобы вписать в него живое звучание инструментов), то озвучивание бас-барабана и «рабочего» являются необходимыми действиями. Вообще, говоря о пренебрежении в озвучивании чего либо, стоит исходить из двух соображений. Во-первых, звукоусиление всех источников сигнала в малом зале может привести к недопустимому уровню громкости, а во-вторых, следует признать, что в подавляющем большинстве случаев звукотехническое оснащение подобных залов оставляет желать лучшего. Может элементарно не хватать микрофонов.

Таким образом, одним из возможных вариантов озвучивания барабанной установки в условиях малой концертной площадки является установка двух микрофонов у бас-барабана и малого барабана соответственно. В случае, когда остальные составляющие барабанной установки все же пропадают в общем звучании на требуемой громкости можно установить два микрофона на том-томы следующим образом. Один микрофон поставить на баритоновый (обычно напольный) том и один между теноровым и альтовым, направив его в центральную точку между ними. Таким образом в живую будут звучать лишь тарелки, да и то их звук будет проникать в микрофоны томов. В этих ситуациях применение гейта нецелесообразно. Если же не удается достичь желаемого результата, то придется обратиться к классической схеме размещения микрофонов.

Как уже говорилось, звук гитар снимается с комбиков микрофонами. Так можно поступать и в условиях малых площадок, но следует учитывать, что при наличии ограниченного пространства на сцене в эти микрофоны полезет звук от всего, что происходящего на сцене (из соседних комбиков, барабанов, шум шагов и т.д.). В этом случае можно снять звук с линейного выхода комбика кабелем прямо в пульт. Звук будет сухим и жестким. При этом нужно помнить, что в ряде комбиков уровень сигнала на линейном выходе зависит от уровня громкости усилителя. И если исполнитель во время выступления захочет изменить громкость комбика, то это изменение скажется на сигнале, приходящем в пульт. Также большое количество инструментальных усилителей выполняется с влияющей на сигнал линейного выхода эквализацией. Выводы очевидны.

Бас гитара в большинстве случаев (даже на больших площадках) снимается кабелем с линейного выхода комбика. Последний служит в этом случае в качестве монитора и предварительного усилителя. Безусловно, можно снимать звук бас-гитары и микрофоном, но концертная практика показывает, что существенно это звук не улучшает, но зато приносит дополнительные хлопоты. Помятуя же о стоимости микрофонов, которые подходят для решения этой задачи использование их в условиях малых концертных площадок оказывается нерентабельным.

Все сказанное выше о клавишных относится как к большим, так и к малым площадкам.

< Задачи звукорежиссера при работе с «живым звуком» | Содержание | Цепь прохождения сигнала в классической схеме организайии «живого концерта» >

Категория: Звукорежиссура | Добавил: rodovsky (08.02.2009)
Просмотров: 5455 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 Seo-Ul-hax  
0
Мы эксперты специалистов по поисковой оптимизации, специализирующихся на увеличении трафика и повышении рейтинга вашего сайта в поисковых системах.
Наша команда достигли значительных результатов и стремимся передать вам наши знания и опыт.
Что мы можем вам предложить:
• <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>заказать сео продвижение сайта</a>
• Подробный анализ вашего сайта и создание персонализированной стратегии продвижения.
• Улучшение контента и технических параметров вашего сайта для максимального эффекта.
• Ежедневный анализ данных и мониторинг вашего онлайн-присутствия для постоянного улучшения его эффективности.
Подробнее <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/</a>
Клиенты, с которыми мы работаем, уже видят результаты: повышение посещаемости, улучшение позиций в поисковых запросах и, конечно же, рост бизнеса. У нас вы можете получить бесплатную консультацию, чтобы обсудить ваши потребности и помочь вам разработать стратегию продвижения, соответствующую вашим целям и бюджету.
Не упустите шанс улучшить свои показатели в онлайн-мире. Свяжитесь с нами сегодня же.

3 ppu-prof_on  
0
Наша группа искусных мастеров приготовлена выдвинуть вам перспективные технологии, которые не только обеспечивают прочную покров от зимы, но и подарят вашему домашнему пространству оригинальный вид.
Мы деятельны с последовательными материалами, заверяя долгий запас службы и прекрасные результаты. Изолирование фронтонов – это не только экономия на отоплении, но и забота о экологии. Экологичные разработки, какие мы осуществляем, способствуют не только дому, но и сохранению природы.
Самое первоочередное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Отделка фасада с утеплением цена</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за м2! Это доступное решение, которое переделает ваш жилище в подлинный тепловой локал с минимальными тратами.
Наши произведения – это не лишь теплоизоляция, это формирование поля, в где каждый компонент отразит ваш собственный манеру. Мы примем во внимание все твои запросы, чтобы переделать ваш дом еще еще более удобным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте заботу о своем обители на потом! Обращайтесь к исполнителям, и мы сделаем ваш домик не только комфортнее, но и моднее. Заинтересовались? Подробнее о наших сервисах вы можете узнать на интернет-портале. Добро пожаловать в мир удобства и качественной работы.

2 ppu-prof_HIX  
0
Забота о обители - это забота о удобстве. Теплосберегающая облицовка - это не только стильный внешний вид, но и обеспечение сохранения тепла в вашем удобном уголке. Наш коллектив, коллектив экспертов, предлагаем вам преобразить ваше жилище в прекрасное место для жизни.
Наши улучшения - это не просто тепловая обработка, это творческий процесс с каждым элементом. Мы предпочитаем идеальному балансу между красотой и практичностью, чтобы ваш дом превратился не только теплым и стильным, но и прекрасным.
И самое главное - приемлемая цена! Мы уверены, что качественные услуги не должны быть дорогим удовольствием. <a href=https://ppu-prof.ru/>Ремонт и утепление фасадов</a> начинается всего по цене от 1250 рублей за квадрат.
Использование современных технологий и высококачественных материалов позволяют нам создавать тепловую обработку, которая обеспечивает долговечность и надежность. Позабудьте о проблемах с холодом стен и избежите дополнительных расходов на отопление - наше утепление станет вашим надежным препятствием перед холодом.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте на потом заботу о радости жизни в вашем жилье. Обращайтесь к специалистам, и ваш дом превратится настоящим художественным творчеством, которое дарит тепло и радость. Вместе мы создадим место для жизни, где вам будет по-настоящему уютно!

1 Вит  
0
Спасибо автору большое!Ё

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | |