Юбилейный
концерт Димы Билана «30 лет. Начало».
Игорь Родовский,Звукорежиссер, системный инженер
24 ноября
2011 года в концертном зале «Крокус-сити холл» состоялся юбилейный концерт Димы
Билана «30 лет. Начало» в сопровождении
Венского симфонического оркестра им. Й. Штрауса. Специальными гостями
шоу были Григорий Лепс, Валерий Меладзе и Алсу. Этому
уникальному концерту предшествовала, как и положено, напряженная
длительная подготовка.
Переговоры с участниками предстоящего шоу начались еще летом,
потом был период разработки общей концепции, написания
аранжировок,проектирования декораций, отбора видеоряда, продакшн-совещаний и,
наконец, репетиций с оркестром и постоянным аккомпанирующим коллективом. Учитывая,
что подготовительный период наложился на плотный гастрольный график Артиста, ожидать
успешного выступления было довольно рискованно. Но есть несколько факторов,
благодаря которым шоу все же состоялось,
и прошло весьма успешно.
Первое и самое главное- огромное желание самого Артиста и его
команды. Второе - высокий профессионализм всех участвовавших в мероприятии исполнителей
и специалистов. Третье - грамотный подбор оборудования и использование
современных шоу-технологий.
Пришлось даже снять для финальной совместной репетиции Венского
симфонического оркестра и постоянного коллектива Билана помещение в выставочном
комплексе рядом с концертным залом. Программирование всех цифровых звуковых
пультов, а также видеосервера для синхронного воспроизведения видеоряда во
время концерта происходило именно на этой репетиции.Потом она плавно перетекла
в монтаж оборудования непосредственно на сцене Крокус-холла.
Обычно монтаж и репетиции подобных программ занимают от двух
до трех дней, в этот раз времени было всего с вечера накануне до вечера начала
шоу, то есть всего около суток. Учитывая
недостаток времени, огромную декорацию, которую изготавливали прямо на сцене, а
также немалое количество светового и
видео оборудования, которое тоже необходимо было смонтировать, задача казалась
вообще невыполнимой. Но благодаря слаженной работе всех служб, и привлечению
лучших профессионалов в своем деле, удалось решать все возникающие вопросы
оперативно, и к моменту начала шоу все было готово, настроено и проверено. Хочется
отдельно отметить самоотверженную
работу сводной звуковой команды, состоящей из представителей коллектива Димы
Билана, компании B-rent, агентства NewTone
production и
инженеров Крокус-сити холл. Совместно нам удалось смонтировать, скоммутировать,
настроить, и отрепетировать все шоу
всего за пять часов!
Концептуально концерт состоял из известных хитов, которые
перемежались оперными ариями и дуэтными номерами с приглашенными звездами нашей
эстрады. Около половины песен исполнялись в сопровождении оркестра и группы,
некоторые в сопровождении только группы, и несколько - только под оркестр. Надо
сказать, что совместить на одной сцене камерное звучание оркестра и мощь
современной музыкальной группы, задача
довольно непростая, даже для видавших виды профессионалов.
Итак, необходимо было
озвучить почти полный состав оркестра, эстрадную группу и
приглашенных звезд.
Дима Билан на протяжении нескольких последних лет на всех
концертах использует беспроводной микрофонAudioTechnicaAEW-T5400, поэтому и в этот вечер на сцене были
радиосистемы, микрофоны и системы in-ear мониторинга этой марки. Струнные инструменты озвучивались
комплексно: каждый отдельно с помощью PRO35 и группами при помощи пары AT4050.
Для медных духовых применялись AT4047SVSM и AT4033, для деревянных духовых и
литавр – AE5100. Для озвучивания уникальной скрипки маэстро Эдвина Мартона был
выбран микрофон PRO35cw (беспроводная версия PRO35) с инструментальной
радиосистемой ATW-3110b.
Для бэк-вокала музыкантов коллектива Димы Билана использовались микрофоны
AE3300, для приглашённых звёзд – беспроводная версия этой модели – AEW-T3300. На
барабанах работало девять микрофонов: AE2500 на бочке, ATM350 на томах и малом,
AE5100 на хай-хете, таким же микрофоном снимался райд, AT4050ST – оверхеды. Для
перкуссии и гитарного стека использовались микрофоны AT4050. Кроме этого, на
концерте были задействованы восемь систем in-ear мониторинга М3: для самого Димы
Билана, для Эдвина Мартона, который дирижировал оркестром, и для приглашённых
гостей и музыкантов коллектива. Для записи звука в зале использовались
микрофоны AT4047, AT4050SM, ATR875R, BP4073 и ES935SML6. Общее число
использованных каналов в input-листе –
116.
Группа Билана активно использует playback-партии, и вместе с
компьютером, барабаны, бас,
гитара, и клавиши играют вживую. Живое
исполнение синхронизируется при помощи клик- метронома, и для синхронизации
исполнения оркестра, тот же клик передавался в ушные мониторы дирижера. Все playback-партии запускаются со сцены, с установленного у клавишника ноутбука, также этот ноутбук генерирует
тайм-код для для запуска видеофайлов и световых картин. Необходимо было
максимально качественно и надежно
осуществить коннектсеми каналов аудио, метронома и тайм-кода для
синхронизации всей системы шоу.Для решения этой задачи был использован сетевой
протокол DANTE,
позволяющий передать 125х125 каналов цифрового аудио по обычной витой
паре. Для управления и маршрутизации
всех сигналов были использованы три пульта
Allen&Heath iLive,также соединенных между собой по протоколуDANTE (при помощи карт M-DANTE). Также по DANTE были подключены два компьютера, осуществлявшие запись всех
каналов, приходивших со сцены, и специально установленных обзорных и шумовых микрофонов, и компьютер с
плагинами WAVES. Помимо этого,
24 аналоговыхканаладля записи уходило на ПТС.
Один пульт (iLive-T80+iDR-48) под управлением Сергея Уткина,собирал
в себя все микрофоны оркестра, микшировал их в десять независимых групп
инструментов, которые уже шли на FOH и MOH пульты. Мониторный пульт(iLive-T112+ iDR-64)под
командованием Игоря Родовского управлял
сценическими мониторами передней линии, состоявшей из шести Meyer Sound
MJF 212,простреламиL-acousticsARCs с сабвуферами SB218, и восемью стереофоническими ушными мониторами для
музыкантов группы, для Артиста, для приглашенных гостей, и для дирижера. FOH пульт(iLive-144+iDR-64)под руководством постоянного
звукорежиссераД. Билана Юрия Астафьевауправлял
системой звукоусиления зала. Всего использовалось восемь зон озвучки:
два основных массива, один центральный, подвесные сабы, дополнительные сабыперед сценой,
левый и правый массивы на авансцене, компактный фронт-филл по центру сцены.
На системе озвучивания зала на этом концерте хотелось бы
остановиться поподробнее. Существующая в
Крокус-сити холлпортальная система
звукоусиления залаMeyer Sound представляет собой три подвесных вертикальных
кластера типа LineArray: левый, центральный и правый, каждый из которых состоит
из 15-ти громкоговорителей MILO и 1-го громкоговорителя MILO120. Для усиления
звучания системы в низкочастотном диапазоне используются сабвуферы 700-HP, тоже
подвешенные над авансценой. Система фронт-филл состоит из шести
громкоговорителей MELODY.
На момент
проведения концерта, в связи с таким
расположением акустических систем, наблюдался недостаток низких частот, и
некоторый «отрыв» звукового образа от визуального для зрителей ближайших к
сцене рядов партера. Для решения этой проблемы и достижения привычного для
концертов Димы Билана звукового давления в партере была дополнительно
использована компактная система звукоусиления производства красноярской
компании ПроТон.Восемьмалогабаритных сабовT118S были установлены
в ряд перед сценой и не отнялимного места у зрителей, а компактныелинейные
массивы из трех элементов DW123 каждый
расположились прямо по краям авансцены.Надо сказать, что выбор этой системы
оказался очень правильным, ведь при своих компактных размерах она развивает
нешуточное звуковое давление и обеспечивает качество звука, не уступающееуже инсталлированной
в зале технике.
Согласование и отстройка всех зон озвучивания зала заняла в
общей сложности не более часа, что говорит о высокой степени точности
предварительных расчетов и правильном выборе компонентов системы. В итоге
удалось получитьна всех местах в зале характер звучания, привычный звукорежиссеру
Артиста. В партере появился тот самый «пробивной» низ, которого всегда так не
хватает подвешенным высоко сабвуферам, а общее звучание приобрело необходимую
плотность и разборчивость. Судя по несмолкающим аплодисментам и танцующим в
прямо зале гостям, создать праздничное настроение удалось на всей территории зрительских мест.
|