Размышления на тему
регионального туринга в России.
Хотелось бы
начать с определения того, что же представляет из себя современное концертное
представление популярного исполнителя. Несомненно, это, в первую очередь, живой
звук с целым составом музыкантов, от барабанов и до маленькой флейты, и часто с
добавлением компьютерных технологий для заранее подготовленных треков и
специфических звуков, и обязательно с системой синхронизациикомпьютера с «живыми» музыкантами на сцене.
Световое решение концерта тоже крайне важно и способно превратить даже вполне
обычный музыкальный материал в неповторимый запоминающийся номер. Сегодняшние
приборы динамического света обладают почти безграничными возможностями по
эффектам и синтезу цвета, и все это, разумеется синхронизировано смузыкой, вместе с пиротехническими и другими
спецэффектами.
Развитие
светодиодных технологий дало в руки режиссерам и художникам по свету
возможность перенести действие из видеоклипов прямо на сцену, согласовать
цветовые переходы видеоряда и сценического освещения, подчеркнуть графическими
эффектами различные нюансы музыки икульминационные моменты песни, да и всего концерта в целом. А появление
управляемых лебедок и систем сброса вообще вывело декорационную составляющую
шоу на новый, небывалый уровень. В общем, это все то, что мы видимна видеозаписях мировых звезд и иногда на их
столичных представлениях. На театральных подмостках и телевидении все эти
технологии используются уже многие годы,но в свободном доступе для шоу-бизнеса в нашей стране появились сравнительно недавно.
Проще
говоря, современный комплекс сценического турового оборудования для выступления
Артиста, представляет собой довольно сложную взаимосвязанную систему дорогих технических
решений, требующих высокой квалификации персонала иабсолютной надежности оборудования в сложных
условиях постоянных переездов.
Во всем мире
этот рынок является одним из динамично развивающихся, постоянно появляется
новое оборудование и разработки, технологии шагают вперед. Казалось бы, почему
бы и нам не пойти проторенной дорожкой мирового шоубиза, ставить и возить по
стране оригинальные шоу-представления наших звезд? Но мы, как всегда, идем
своим путем…..
Проехав
очередной тур по южным окраинам нашей Великой Родины, еще раз убедился в том,
что говорить о появлении в регионахсерьезных туровых компаний с мировым уровнем техники и персонала, пока,
к сожалению, рановато.
Связано это,
на мой взгляд, в первую очередь с тем, что уровень доходов, в том числе и от
прокатного бизнеса, в столице и в регионах сильно отличается. Даже приобретя
вполне приличную туровую технику, владельцы прокатных компаний умудряются
экономить на коммутации, забывая о том, что качество всей системы определяется
самым слабым ее звеном. Как следствие такого подхода имеем пропадающие посреди
шоу каналы на пульте у звукорежиссера и перестающие отвечать на командыхудожника по свету световые приборы. Несмотря
на все усилияместных инженеров, часто
им не удается устранить проблемы оперативно, просто потому, например, что
доступ к коммутации пульта невозможен из-за проданных впритык мест и сидящих на
них зрителей. Не стоит также забывать и о том, что технари в региональных
туровых компаниях, при всем уважении к этим самоотверженным людям, часто просто не знают, что делать в
критической ситуации, им не всегда хватаетобразования. Я, лично, не знаю ни одного учебного заведения в нашей
стране, где бы можно былов полной мере
овладеть современными шоу-технологиями. Единственное место, где это можно
сделать – крупные прокатные компании обеих столиц, но, чтобы пройти этот путь,
надо поработать в каждой хотя бы несколько
лет.
Что же
делать Артисту, который желает показать стране свое шоу и при этом сделать его
незабываемым? Ведь кто, кроме Артиста и его команды, знает как должно звучать и
как должно быть освещено представление, какие эффекты и видеоряд использовать?
Вывод напрашивается сам собой – брать
качественное, туровое, надежное оборудование у проверенной компании, на нем
репетировать, прописывать все нюансы световой партитуры, сохранять все
настройки звука, синхронизировать спецэффекты и видео, фиксироватьрасстановку и развес аппаратуры, потом грузить
все это в фуру и ехать в тур, чтобы иметь возможность показать в каждом городе
именно то, что задумывалось. Придумано это давным-давно умными людьми из
дальнего зарубежья, которые занимаются этим гораздо больше и дольше нашего, и
гораздо успешней.
Но тут
возникает такая куча вопросов, что часто менеджмент Артиста просто не готов с
ними справиться. Нужно согласовать логистику, маршрут и даты концертов, чтобы
техника успела переехать и смонтироватьсяв следующем городе, а музыканты и персонал успели отдохнуть, нужно
решить проблемы безопасности, и еще продажа билетов и реклама предстоящих концертов
и т.д. и т.п… .В общем, без грамотного тур-менеджмента не обойтись. Гораздо проще написать райдер и перевесить все
эти проблемы на местных организаторов концертов, а самим только получить
гонорар, приехать и отработать программу. Некоторые наши звезды умудряются в
год дать до трехсот концертов! А если взять сумму расходов на аренду и доставку
оборудования за год и разделить это на те же триста концертов, получится совсем
небольшая сумма, не более пятнадцати процентов от среднего сбора! Вот здесь то и кроется секретнашего доморощенного шоу-бизнеса, который не
дает ему развиваться!Никто не хочет
вкладывать средства в техническую часть постановки шоу, ни Артист, ни местный
организатор концерта.Ему, как правило,
только бы лишь подешевле, на качество шоу плевать, если есть возможность лишний
рубль присвоить. Смешно сказать, но стоимость техобеспеченияконцерта в зале на тысячу мест составляет, по
их мнению, около пяти процентов от суммы сборов. Всегда находятся компании, которые и за такие небольшие деньги
готовы ехать и работать, но они не имеют, как правило, всего комплекса
необходимого оборудования, да и класс его далек от турового мирового стандарта.
В результатеАртист вынужден работать на
том, что есть в городе, а не на том, что нужно. От этого всеконцерты на этой площадкестановятся одинаковыми, смотреть и слушать их
неинтересно, и с каждым приездом в город такие шоу собирают все меньше
зрителей, продать билеты все сложнее, сборы все меньше– получается замкнутый
круг. Чем меньше затрачено на постановку и оборудование для шоу, тем проще само
шоу и тем сложнее продать на него билеты.
Отсюда имеем и проблемы с выполнением
райдеров, и невозможность нанять грамотных инженеров и техников, инедовольныхкачествомшоу зрителей, ибо это
все вещи взаимосвязанные. Да, конечно, гораздо проще взять на месте какой есть
звук и свет, и пустьстоличныеспецы, приехавшие с Артистом, за несколько
часов сделают невозможное и создадут неповторимое красочное шоу на том, что
есть. Но проблема как раз в том , что обычно то, что есть, это не то, что нужно
для качественнойтворческой работы.Вот и приходится звукорежиссерувместо того, чтобы сосредоточитсяна миксе, бороться снеисправностями коммутации незнакомого
комплекта оборудования, а художнику по свету обходится несколькими китайскими
«головами» вместо трех десятков МАС2000. В остальных службах часто примерно то
же самое происходит. Работающие по таким принципам прокатные компании рано или поздно
сталкиваются с необходимостью обновления парка оборудования, но приобрести , к
сожалению, могут только недорогие бюджетные серии, малопригодные для
профессиональной работы.
А запросы Артистов все растут, работать на
бюджетном оборудовании уважающие себя и зрителей гастролеры уже не хотят.
Получается весьма неприятная картина – компания лишается заказов, владельцыи работники -заработка и возможности дальнейшего творческого и финансового роста. Так
и остается у нас Артист при своем райдере, а прокатчик- при своих возможностях,
оба в тупике. Страдает только зритель, который не виноват ни в чем. Есть,
конечно, и счастливые исключения из этого правила, некоторым нашим звездам
первого эшелона удается убедить организаторов работать по мировым стандартам,
но это часто основано на
спонсорскихденьгах и не является
обычной практикой гастрольного российского
тура.
Мировая же практика говорит нам о совершенно
обратных процессах. Только привезя с собой все необходимое оборудование, Артист
может гарантировать организатору концерта и публике неповторимое уникальное
представление, котороебудет выглядеть и
звучать точно так, как задумывали его авторы.Вполне вероятно, что этобудет
стоить немного дороже, чем обычно,
новедьбилеты назарубежных гастролеров,
везущих все свое с собой, распродаютсякак горячие пирожки, несмотря на высокую стоимость.
Публика уже
не та, что была во времена СССР, люди готовы платить за качество и имеют право
за свои деньги получить его. На хорошее шоу будут ходить еще и еще, да и друзей
приведут, а на плохое - нет.Многие наши
гастролирующие коллективы, понимая это, приобрели и начали возить с собой хотя
бы часть необходимого им оборудования, ведь если артисту хочется делать современное,
качественное представление, то всегда есть способы сделать это рентабельным.
Следующий шаг – это работа с одним техническим комплексом на всем протяжении
тура. Думаю, ипоявление на наших
просторах профессиональных тур-менеджеров иагенств не за горами! Давайте
уже мыслить современными категориями, двадцать первый век на дворе, работать
пора на мировом уровне, а не плестись позади западных коллег, тем более что
возможности теперь есть и немалые.