Введение в мастеринг звукозаписей
Формально, мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанной
фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования.
Традиционно, мастеринг был процессом переноса записей с магнитной ленты
на мастер-диск на фонографическом станке для дальнейшего производства
виниловых пластинок. Запись в буквальном смысле нарезалась на лаковой
основе тончайшим резцом, кстати, именно отсюда взялся термин про
«нарезку» компакт-дисков. Станок был очень дорогостоящим и далеко не
все даже крупные студии могли позволить себе нарезать диски
самостоятельно на своем оборудовании.
Кроме этого, формат винила накладывал очень жесткие ограничения на
записи: для того, чтобы игла проигрывателя не прыгала по пластинке. Не
должно было быть перекоса между каналами, взаимопроникновение делалось
порядка -30 дБ, что, по нынешним меркам, просто кошмарно — даже бытовая
техника сегодня имеет этот показатель как минимум в два раза лучше.
Также накладывалось серьезное ограничение на динамический диапазон —
если уровень опустится ниже нормы, то дорожка перестанет существовать,
и игла просто соскочит с неё. Если будет превышен определенный уровень,
дорожки на диске пересекутся, надо следить за расстоянием между ними.
На расстояние между дорожками — свое ограничение — от него зависит
время звучания пластинки, поэтому для записи 20 минут музыки на одну
сторону 12-дюймового диска сильно зажимали уровни, но даже если
количество материала позволяет не беспокоиться о емкости носителя, все
равно остается риск задеть алюминиевую основу болванки резцом, дорогим
настолько же, сколько и тонким — его стоимость составляла несколько
месячных зарплат мастеринг-инженера. Также из-за резкого скачка уровня
резец резко впивается в материал болванки и «вылетает».
Кроме этих чисто технических лимитов, нужно ориентироваться на
«средний проигрыватель» — тяжело объяснить покупателю, который принес
диск обратно в магазин с претензией «не звучит», что это не
изготовитель виноват, а стоит улучшить домашнюю технику и немного
заняться акустикой помещений — это бизнес, нельзя «подставлять» производителя проигрывателей и рабочих, делавших последний ремонт у этого покупателя.
Добавляем ко всей этой мешанине причин неприспособленность
микшерных комнат большинства студий для мастеринга в плане контроля и
психологическую невозможность звукорежиссеров делать мастеринг самим —
много часов достигая максимально «того самого» звучания, очень трудно
будет потом его осознанно портить, подгоняя под все технические
требования.
Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных
мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим
слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.
Для сравнения — современные «станки для нарезания компактов»
С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим
устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым
способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила,
cd-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали
отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим
причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки,
чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на
техническую часть.
Студия мастеринга
Очевидно, что студия мастеринга должна значительно отличаться от
студии записи и сведения. В первую очередь — контролем, так как это
последний рубеж перед тем, как запись пойдет в продажу, когда еще можно
обнаружить брак. С другой стороны, контроль в студии мастеринга должен
быть максимально приближен к тем аппаратам и условиям, в которых
предположительно будет прослушиваться запись, поэтому обычно в
мастеринг-студиях стоят как минимум 3 пары мониторов — основные
высококачественные, малые высококачественные и так называемый
cheap-котроль (иногда называют еще шит-контролем), то есть нечто,
радикально отличающееся от первых двух, но наиболее близкое к «средней
системе». Если студия предназначена не только для мастеринга дисков, то
набор мониторов может быть еще больше.
Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом
человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на
96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в
мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой,
размеры помещения также более скромные.
Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы
финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов
генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой
записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на
слух).
Процесс современного мастеринга
В последние годы, с быстрой миграцией музыки с больших дорогих
студий с высококвалифицированным персоналом на маленькие
«артистические», основанные на DAW (digital audio workstation, цифровая
звуковая рабочая станция) студии, процесс традиционного мастеринга стал
меняться. Многие из студий хорошо подходят для создания и записи
музыки, но они обычно не приспособлены для точного сведения, из-за
акустического оформления, техники или персонала (любая комбинация
перечисленного). В результате мастеринг-студии все чаще стали
сталкиваются с треками, которые хорошо звучат в музыкальном смысле, но
акустически не сбалансированы, например, слишком низкий по уровню вокал
или «гудящий» бас. В таких случаях мастеринг-инженер моментально
попадает в серию компромиссов, потому что все уже смешано: если поднять
вокал многополосной динамической обработкой, то гитарная партия в том
же диапазоне тоже вылезет, точно также если прибрать гудящий бас
эквалайзером, то бочка уйдет вместе с ним. Чем больше ошибок
присутствуют в принесенном миксе, тем больше компромиссов возникает.
Разработанное и быстро освоенное индустрией в 2005 году решение этой
проблемы — деление микса на четыре или больше частотных диапазона.
Артист/звукорежиссер приносит трек на мастеринг в виде нескольких
синхронизированных треков (файлов), названных делениями (separations),
каждое деление — это отдельная группа инструментов, таким образом
мастеринг-инженер может изменять сведение без компромиссов.
Дополнительные преимущества этого метода — не нужны «альтернативные»
миксы, не нужны дорогостоящие дополнительные сессии «вспоминания» микса
или ремикса — потому как миксы больше не отвергаются студией
мастеринга. В принципе любой относительно «близкий» микс может быть
вылечен и улучшен, к тому же конечный продукт обычно звучит чище и
детальнее за счет, кроме всего прочего, микширования на оборудовании
более высокого класса с мастеринговым студийным клоком с низким
джиттером.
Возможный недостаток метода — слишком много свободы для
мастеринг-инженера для изменения микса — например, относительная
громкость гитары и вокала. Поэтому обычно предоставляется еще и копия
оригинального сведения как ориентир для инженера, чтобы мастер
наследовал исходные музыкальные пропорции. Тут стоит заметить, что при
традиционном мастеринге эти пропорции очень часто меняются из-за
компрессоров и/или лимитеров, особенно когда люди хотят получить
«громкий» CD (к сожалению, очень распространенная практика, часто
называемая «войной громкости»). В экстремальных случаях микс может
измениться весьма заметно — пики у инструментов с большим динамическим
диапазоном будут срезаны, а мягкие партии будут усилены. Некоторые
партии могут провалиться, а другие сильно подняться по громкости вокруг
них, особенно если неверно применяются многополосные динамические
процессоры.
Профессиональные мастеринг-инженеры имеют значительный опыт в
балансировании эффектов увеличения громкости и полноты с сохранением
наиболее близкого к оригиналу звучания — это область компромисса,
которая требует тренированного слуха и значительного технического
знания. Если прокрадется ошибка, то даже великий альбом, полный
нетленок будет иметь качество «записано дома» против «куплено в
магазине».
При мастеринге с делениями, когда громкость трека нежелательно
увеличивается — можно это исправить без компромисса, так как основные
музыкальные элементы обычно на разных треках. Может показаться, что это
лучший способ всех времен и народов, повторюсь — могут быть проблемы в
случае неопытного мастеринг-инженера, также не надо путать этот метод
мастеринга со «сведением во время мастеринга». |
|
Steinberg WaveLab — одна из лучших программ для мастеринга |
Непосредственно процедура
Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:
- Загрузка треков в рабочую станцию
- Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет
- Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)
- Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)
Пример возможных действий во время мастеринга:
- Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение
- Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ
- Выравнивание
соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких,
средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.
- Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии
- В
случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен.
Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на 80 Гц и
low-pass на 12 кГц на -9 дБ
Немного об уровнях
Несмотря на то, что производители записи не имеют возможности
напрямую влиять на громкость воспроизведения их треков у конечного
пользователя, все равно в недалеком прошлом с появлением CD была «война
за громкость» — каждый старался, чтобы именно его компакт звучал
наиболее громко при одинаковых настройках проигрывателя, правда, есть и
объективная причина — уход от шумов.
В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root
Mean Square (среднеквадратическое значение), чем больше значение RMS,
тем громче звук.
Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.
Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека
слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут
восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного
диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.
Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала,
однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.
Софт, подходящий для мастеринга
Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире
наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального
софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:
- Sonic Solutions — считается лидером, но
доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных
бюджетах
- Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic
Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если
брать во внимание LE-версию
Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:
- Magix Samplitude
- Steinberg WaveLab
- Adobe Audition
- Sony SoundForge + CD Architect
- Emagic Logic Pro Waveburner
Статья не претендует на полноту, но надеюсь, что слово «мастеринг»
стало более понятным для читателя, а в конечном итоге все решает опыт
работы.
PS. На сладкое — цитата с одного профессионального форума:
«Мастеринг в России придумал Субботин, чтобы разводить на деньги
доверчивых артистов. И психовоздействие на артиста оказывается столь
сильным, что результат продолжает артисту нравиться даже через
достаточно большое время».
Ссылки
- Филипп Ньюэл — Project-студии: маленькие
студии для великих записей, глава про мастеринг (Philipp Newell,
Project studios: a more professional approach)
- Bob Katz — The secret of the mastering engineer (http://www.tcelectronic.com/media/bobkatz.pdf)
- http://www.moultonlabs.com/ — неплохой ресурс с большим собранием текстов по звуковой тематике
- http://subbotin.inion.ru/FAQ.htm — вопросы и ответы по мастерингу от ведущей отечественной студии Saturday Mastering, на этом же сайте (http://subbotin.inion.ru/) можно найти много другой полезной информации
- ну и универсальная ссылка — http://www.google.ru
|