Пятница, 26.04.2024, 07:27
Главная
Регистрация
Вход
Родовский Игорь-звукорежиссёр                                                     
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Звукорежиссура [22]
Прочее [3]
Главная » Статьи » Прочее

запись живых концертов

                                             Запись живых концертов - как это делается.

 

 

Начать, наверное, нужно с того, для чего вообще делаются подобные записи. В первую очередь для создания видеофильмов или телевизионных фильмов о концерте или о целом туре, еще для истории, если это какое-то уникальное выступление, фестиваль или событие, ну и для последующего прослушивания исполнителями, с целью работы над ошибками. Но этот процесс скорее можно назвать технологической записью, и к нему мы вернемся в конце этого обзора.  Итак, чаще всего заказчиком записи звука на живом концерте является телеканал или реже звукозаписывающая компания, выпускающая потом DVD или CD с записью шоу. Рассмотрим два первых варианта как наиболее часто встречающиеся. Работа с телевизионными  студиями требует, естественно,  соблюдения их стандартов  уровня сигналов, соотношения  сигнал\шум и так далее, у  производителей дисков есть собственные стандарты, такие как соблюдение необходимой битности цифрового сигнала и частот дискретизации и тому подобное. Но, конечно же, всех объединяет стремление получить максимально возможное качество записи звука и  максимально полный материал для последующей с ним работы. Есть, собственно,  всего три способа записи концертов, запись микса прямо с пульта в зале, запись с высококачественных микрофонов, установленных прямо в зрительном зале, и многоканальная  запись независимо от звучания в зале. Запись с пульта часто используют телевизионщики, но качественную запись таким способом можно получить только на очень качественной и правильно настроенной  аппаратуре звукоусиления зала, в этом случае задача инженера сродни сведению в студии. Запись с микрофонов чаще всего используется для классической музыки, причем использование этих же микрофонов для звукоусиления невозможно. Иногда очень неплохие результаты дает совмещение записи с пульта и микрофонов в зале, надо только помнить, что микрофоны зала находятся на приличном расстоянии от сцены, а звук с пульта выходит практически без задержки, и при микшировании надо его задерживать для совпадения по фазе со звуком микрофонов.  Самый профессиональный, но и с тем самый дорогой способ записи живого шоу – это многоканальная  запись. Задача перед звукоинженерами записи стоит, на первый взгляд очень непростая: необходимо записать отдельно на многоканальный носитель звук с каждого микрофона, каждого комбика и инструмента на сцене, общий микс с пульта в зале, да еще и общую звуковую панораму зала и аплодисменты зрителей обязательно. Без всего этого не удастся воспроизвести в студии достоверную атмосферу шоу. Ведь не секрет, что все современные концертные записи потом заново сводятся в студии, и у исполнителей есть возможность перепеть и переиграть неудачные моменты живого выступления, это конечно, немного портит подлинность и достоверность записываемого события, но с другой стороны, дает большие творческие возможности звукорежиссерам и продюсерам. Например, многие концертные записи Вы можете послушать дома в многоканальном формате, что в концертном зале практически невозможно, да и ни к чему, наверное.

 В аналоговые времена, которые для нашей страны пока еще не совсем прошли, осуществление такой живой записи прямо в концертном зале требовало чуть ли не целый грузовик оборудования или передвижной звукозаписывающей студии, занимающей огромный двухэтажный автобус.  Каждый сигнал со сцены должен быть скоммутирован через сплиттер, который разветвит его на несколько направлений: 1.пульт FOH, 2.мониторный пульт, 3. пульт записи, 4. резервный пульт записи .( Пульт резервной записи использовался для того, чтобы  в момент, когда на основном многоканальном магнитофоне кончится пленка, заранее включенный резервный магнитофон записывал звук, пока меняют бобину с пленкой на основном ). На небольших концертах и сегодня обходятся часто без мониторного пульта, это немного уменьшает количество коммутации, но на больших фестивальных концертах, где количество используемых каналов превышает 48, необходимо было просто огромное число кабелей! Нас в этом хитросплетении интересует только пульт записи, куда попадают все сигналы от всех источников со сцены и шумовых микрофонов. Звучание в зале остается на совести  FOH звукорежиссеров, хотя озвучка концертной площадки довольно сильно влияет на записываемые сигналы микрофонов, ведь отраженный звук из зала на сцене всегда присутствует. Инженер записи, независимо от звука в концертном зале, уже через свой пульт раздает все сигналы на входы дорожек многоканального магнитофона, если их меньше, чем общее количество приходящих на пульт записи сигналов, то некоторые  микшируются и уже их сумма записывается на одну дорожку. Потом уже бобины с пленкой попадают в студию, где обязательно должен быть такой же магнитофон, для сведения и монтажа.  Надо заметить, что применение такого большого количества кабелей большой длинны предъявляет повышенные требования к их качеству, а также требует качественного заземления всей системы и обязательно питания от общей электросети.

С появлением цифровых носителей записи, систем нелинейного монтажа и компьютерных рабочих станций  инженеры записи смогли вздохнуть посвободней. Теперь не нужно стало использовать резервные магнитофоны с пленкой, длительность непрерывной записи стала практически любой, можно сохранять записи в любом удобном формате и переносить из студии в студию, работая там,где это удобнее, а не там где есть необходимая техника. Но это был только переходный период!

С выходом в массы цифровых пультов и цифровых аудио сетей все упростилось настолько, что теперь сами FOH звукорежиссеры могут с легкостью осуществлять многоканальную запись всего концерта, используя всего лишь один ноутбук, стоящий прямо на пультовой! Достаточно установить в цифровой пульт плату сетевого интерфейса, такого как MADI или ETHERSOUND например, или любого другого, и в компьютер соответственно тоже подобную плату, и ВСЕ!!!! До 64 каналов на вход и столько же на выход можно использовать одновременно, и записать все сразу в тот звуковой редактор, в котором  материал будет в дальнейшем сводиться.  Эта технология открывает еще одно приятное для концертирующих музыкантов свойство: один раз записав звучание всех инструментов и микрофонов, можно воспроизводить его через те же каналы пульта! Нет больше необходимости всем музыкантам приходить на саундчеки, они могут вообще не участвовать в настройке оборудования!  Правда это актуально только при использовании одного и того же оборудования на протяжении всего тура.  В любой момент звукорежиссер может заменить внезапно заболевшего участника шоу его заранее записанной дорожкой, только необходимо синхронизировать при помощи клика остальных музыкантов на сцене с компьютером. Также отпадает необходимость  в больших аккомпанирующих составах  , ведь все нужные звуки и партии можно прописать заранее в студии, что для гастролирующих  коллективов  весьма важно. В одном из недорогих цифровых пультиков появилась даже функция записи и воспроизведения звука прямо с USB флешки в МР3 формате, для технической записи этого вполне достаточно. Можно записывать каждый концерт для последующего прослушивания  и работы над ошибками для всех участников музыкального коллектива, даже компьютер уже не нужен, достаточно только воткнуть в пульт флеш-накопитель!

Категория: Прочее | Добавил: rodovsky (06.02.2011)
Просмотров: 4489 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | |